феминизм

Современный феминизм разнообразен: он включает в себя множество течений. Существуют анархо-феминизм, эко-феминизмпостмодернистский феминизм. Есть христианский, исламский и иудейский феминизм. «Феминизмов очень много. Усложняет картину еще и то, что многие из них пересекаются между собой, и практически ни один из них не существует в чистом виде», — рассказывает Даниил Жайворонок, научный сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге. «Социаlkа» поговорила с экспертом о 3 основных направлениях феминизма. Разбираемся вместе, чем различаются марксистский, либеральный и радикальный феминизм.

Либеральный феминизм

"Подчиненность женщины"
«Подчиненность женщины», Джон Стюарт Милль

Либеральный феминизм зародился из идей суфражистского движения. Он был ведущим течением феминизма XIX века. Главным идеологом этого направления стал философ Джон Стюарт Милль, который отстаивал идею равноправия полов в своем труде «Подчиненность женщины». Цель либерального феминизма — наделить женщин равными правами с мужчинами: дать им возможность получать высшее образование, наследовать имущество семьи, участвовать в политике. Либеральное направление реализует эти задачи постепенно, с помощью реформ.

«И радикальные, и либеральные феминистки апеллируют к категории прав человека и рассматривают законодательные реформы как средство достижения своих целей». 

Исследователи феминизма признают, что либеральный феминизм XIX-XX века сделал важный шаг в борьбе за права женщин: они получили право голосовать, право наследования, право на высшее образование и др.

Радикальный феминизм критикует либеральное течение за то, что оно обращает внимание только на проблемы женщин в публичной сфере и опускает домашнюю сферу , в которой женщины также испытывают угнетение.

Марксистский феминизм

"Женщина и социализм"
«Женщина и социализм», Август Бебель

В марксистском феминизме источником угнетения женщин считается капитализм. Теоретики этого течения, Август Бебель, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, считали, что возникновение частной собственности и последовавшее за этим включение домашнего хозяйства в частную сферу, в которой были заняты в основном женщины, стало причиной исключения их из общественного пространства. Путем к освобождению женщин, по мнению марксистского феминизма, является революция, после которой установится социалистический строй. В новом обществе будут устранены главные причины зависимого положения женщин — частная собственность и классы.

Радикальный феминизм

"Сексуальная политика"
«Сексуальная политика», Кейт Миллет

В радикальном феминизме причиной угнетения женщин считается патриархат андроцентрическая организация общества с неравноправными отношениями между полами.

«Радикальный феминизм это, пожалуй, наиболее противоречивое течение. Ранние представительницы этого движения выступали за радикальное преобразование общества. Они считали общественные институты продуктом патриархата, и поэтому видели свою цель в уничтожении существующего уклада. Например, ранняя Андреа Дворкин представляла себе утопическое общество, в котором больше не существует государств, наций, полов; люди живут в свободных ассоциациях. Однако, в 90-е годы Андреа Дворкин уже отстаивала введение государственной цензуры против порнографии, забыв про то, что государство и законодательные органы — это патриархальные институты».

Радикальный феминизм выделил проблемы женщин в домашней сфере. Ранее такие проблемы не имели серьезного политического значения. Ведь политика воспринималось как деятельность, имеющая отношение к общественной сфере, а семейная жизнь считалась элементом частной сферы. Радикальный феминизм заявил: «личное есть политическое» и вынес на обсуждение такие проблемы, как домашнее насилие, сексуальные домогательства, изнасилования и др.

«Либеральные и радикальные феминистки ведут свое происхождение, начиная с одних и тех же фигур XIX века — Джозефин Батлер, Элизабет К. Стэнтон, Сьюзен Б. Энтони. В то время как у марксистских феминисток другой набор условных матерей-основательниц движения: Роза Люксембург, Александра Коллонтай, Клара Цеткин и Эмма Гольдман».

Гендер

Феминистки разных направлений считают, что гендер, как национальность, класс или религия — одна из главных линий противостояния в обществе. Радикальные феминистки наделяют гендер еще политическим значением: они считают, что общество основано на системе полового неравенства и дискриминации женщин.

Патриархат

Патриархат — центральное понятие в радикальном феминизме. Впервые его ввела в оборот радикальная феминистка Кейт Миллет в своей книге «Сексуальная политика».

Патриархатное общество — это иерархическое общество, в котором основная власть сконцентрирована в руках мужчин. Женщин как социальную категорию исключают из общественной сферы: они не занимают важные государственные и политические посты. Их жизнь ограничена частной сферой: семейными и домашними обязанностями. Подавление женщин осуществляется через государство, семью, школу, религию и другие общественные институты. Патриархат выражается также в том, что мужская точка зрения доминирует над женским мнением в обществе и культуре.

Мнение эксперта – Специально для редакции «Социаlkа»:

Даниил Жайворонок, научный сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Несмотря на различия, ветви феминизма можно объединить. Существуют антологии феминистских текстов, в которых объединяются представительницы разных направлений. Разные феминистские голоса звучат на феминистских конференциях, дискуссиях, демонстрациях. Но это не обязательно и не всегда голоса, которые звучат в унисон. С другой стороны, в феминистских сообществах есть тенденция отделять правильный феминизм от неправильного. Для каждого направления правильным феминизмом будет считаться то, что согласуется с идеями их течения. Да, представительницы разных течений могут собраться вместе на страницах сборника или в оффлайне (хотя многие предпочтут этого не делать). Но ведь ждать от них согласия — это все равно что ждать консенсуса от либералов, социалистов и консерваторов. Очень маловероятно. У них разные взгляды, разные ценности и разные стратегии борьбы». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *